Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук

Мильон терзаний. Примечания

Мильон терзаний. Примечания


[Рыбасов А. П.] Примечания к тексту «Мильон терзаний» // Гончаров И.А. Собрание сочинений: в 8 томах. М., 1955. Т. VIII. С. 504–507.



«Мильон терзаний»

(Критический этюд)

Впервые опубликовано в журнале «Вестник Европы», 1872, № 3. В настоящем издании печатается по тексту второго прижизненного Полного собрания сочинений И. А. Гончарова, т. 8, 1886, с проверкой и исправлением опечаток по предыдущим изданиям.

В ноябре 1871 Года Гончаров присутствовал на бенефисе известного артиста И. В. Монахова, который выступал в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова в роли Чацкого на сцене Александринского (ныне им. Пушкина) театра.

«После спектакля, — вспоминал редактор-издатель «Вестника Европы» М. М. Стасюлевич, — Гончаров в кругу близких ему людей долго и много говорил о самой комедии Грибоедова и говорил так, что один из присутствовавших, увлеченный его прекрасной речью, заметил ему: «А вы бы. Иван Александрович, набросали все это на бумагу — ведь это все очень интересно». Гончаров в начале 1872 года сообщал Ф. И. Тютчеву, что он «набросал заметки об этой комедии

504

и об игре актеров, хотел оставить так, но актер Монахов (Чацкий) упросил меня сделать из этого фельетон. Фельетон не вышел, а вышла целая тетрадь».

Эта «тетрадь» и была отдана Гончаровым Стасюлевичу для напечатания в «Вестнике Европы». Интерес Гончарова к «Горе от ума» относится еще к студенческим годам романиста, когда он знакомился с нею в бесцензурных списках, а позже вдел в исполнении крупнейших актеров Малого театра во главе с М. С. Щепкиным.

«Мильон терзаний» является одной из лучших критических работ о грибоедовской комедии.

-----------------------------------

Тартюф — сатирический образ ханжи, лицемера и развратника в одноименной комедии Мольера (1622—1673).

Фальстаф — комический персонаж Шекспира («Генрих IV», «Винздорские кумушки»).

Как картина современных нравов комедия «Горе от ума» была отчасти анахронизмом и тогда, когда в 30-х годах появилась на московской сцене. — Это мнение Гончарова аналогично мнению А. С. Пушкина. В 1833 году («Горе от ума» создавалось в 1822—1823 гг.) Пушкин писал, что нарисованная в комедии картина старой «грибоедовской Москвы» есть уже «картина обветшалая, печальный анахронизм». Говоря это, Пушкин и Гончаров, конечно имели в виду то, что в 30-х годах в Москве уже не встречалось живых и полных подобий «портретов», данных в «Горе от ума».

Успеху «Горя от ума» на сцене в 30-х годах, по мнению Гончарова, содействовало «поражавшее тогда новизною и смелостью открытое нападение со сцены на многое, что еще не успело отойти, до чего боялись дотрагиваться даже в печати. Потом Щепкин, Орлов, Сабуров выражали типично еще живые подобия запоздавших Фамусовых, кое-где уцелевших Молчалиных или прятавшихся в партере за спину соседа Загорецких».

Щепкин Михаил Семенович (1788—1863) — великий русский артист, основоположник сценического реализма. Одна из лучших ролей Щепкина, сыгранных на сцене Малого театра, — Фамусов в «Горе от ума» Грибоедова.

Мочалов Павел Степанович (1800—1848) — известный артист-трагик Московского Малого театра. В комедии «Горе от ума» выступал в роли Чацкого.

Львова-Синецкая Мария Дмитриевна (1795—1875) — артистка Московского Малого театра, исполнительница комических ролей. В университетские годы Гончаров часто посещал ее дом, где собирались видные деятели литературы и сцены.

505

Ленский (Воробьев) Дмитрий Тимофеевич (1805—1860) — водевилист, переводчик Беранже и артист. В «Горе от ума» Грибоедова играл Мочалина.

Орлов — артист Московского Малого театра. Исполнял роль Скалозуба.

Сабуров Александр Матвеевич (1800—1831) — артист Московского Малого театра. Выступал в роли Репетилова.

К стр. 12. …когда писалась комедия, а она писалась между 1815 и 1820 годами. — Предполагается, что писать комедию Грибоедов начал в конце 1821 или в начале 1822 года и закончил в 1823—1824 годах.

Как посмотреть да посмотреть — так во всех прижизненных изданиях (И. А. Гончаров, Четыре очерка, СПб. 1881; И. А. Гончаров, Полн. собр. соч., т. VIII, изд. 1-е, 1884, и изд. 2-е, 1886). У Грибоедова — «Как посравнить да посмотреть» (действ. 2, явл. 2). Это разночтение можно объяснить тем, что Гончаров цитировал «Горе от ума», видимо, на память по одной из недостаточно точных рукописных копий так называемой «Жандровской рукописи». Далее будут оговорены лишь наиболее существенные разночтения. Расхождения в пунктуации не оговариваются.

К стр. 13. …Пушкин отказал ему вовсе в уме. — Имеется в виду замечание Пушкина о Чацком в письме к П. А. Вяземскому от 28 января 1825 г. «Чацкий совсем не умный человек… но Грибоедов очень умен» (См. А. С. Пушкин, Полн. собр. соч., М., изд. АН СССР, 1949, т. X.)

К стр. 17. — За дряхлостию лет… — У Грибоедова: «За древностию лет…» (действ. 2, явл. 5).

К стр. 18. …Новейшие натуралисты. — Гончаров имеет в виду Дарвина и его последователей.

К стр. 20. «А между прочим». — У Грибоедова: «И между прочим» (действ. 3, явл. 1).

Он наконец: уступчив, скромен, тих,
И на душе проступков никаких. —

Здесь между 1 и 2 строкой пропущены слова: «В лице ни тени беспокойства» (действ. 3, явл. 1).

Она его не уважает!
Шалит, она его не любит.
Она не ставит в грош его!—

Произвольно соединенные строки из монологов Чацкого (действ. 3, явл. 1).

506

К стр. 22. «Здесь у меня душа…» — У Грибоедова: «Душа здесь у меня…» (действ. 3, явл. 22).

К стр. 32. …все бьются в поединках, как Горации и Куриации. — По древнеримскому преданию три брата-близнеца из патрицианского рода Горациев вступили в поединок с тремя братьями-близнецами Куриациями из Альба-Лонги и победили последних.

К стр. 33. …он умер… убитый лихорадкой ожидания и не дождавшийся исполнения своих грез, которые теперь — уже не грезы больше. — Говоря об исполнении «грез» Белинского, Гончаров имеет в виду проведение либеральных реформ 60-х годов. Гончаров глубоко ошибался, видя в Белинском провозвестника этих реформ.

Оставя политические заблуждения Герцена, где он вышел из роли нормального героя, из роли Чацкого… — Гончаров неверно оценивал идейные взгляды Герцена. В нем он видел деятеля либерального направления, вследствие чего его революционную пропаганду считал «политическими заблуждениями».

К стр. 34. Монахов Ипполит Иванович (1841—1877) — артист Александринского театра. Гончаров длительное время находился в дружеских отношениях с Монаховым, талант которого высоко ценил.

Самойлов Василий Васильевич (1813—1887) — артист Александринского театра в Петербурге.

К стр. 39. Каратыгин Василий Андреевич (1802—1853) — крупнейший русский артист-трагик.

Садовский Пров Михайлович (1818—1872) — артист Московского Малого театра. В «Горе от ума» исполнял роли Фамусова и Скалозуба.

«Лир» — имеется в виду трагедия Шекспира «Король Лир» (1605—1606).

«Скупой» (1668) — пьеса Мольера.

«Смерть Иоанна Грозного» (1865) — историческая драма А. К. Толстого (1817—1875).

«Шуйский» — имеется в виду историческая пьеса А. Н. Островского «Дмитрий самозванец и Василий Шуйский» (1867).

«Василиса Мелентьева» (1868) — историческая пьеса А. Н. Островского.

К стр. 40. Сосницкий Иван Иванович (1794—1871), Мартынов Александр Евстафьевич (1816—1860), Максимов Алексей Михайлович (1813—1861) — артисты Александринского театра.

В «Горе от ума» Сосницкий играл в начале 30-х годов роль Загорецкого, затем — Репетилова; Мартынов исполнял роль Загорецкого; Максимов — Чацкого.

507