Официальный сайт Группы по подготовке Академического полного собрания сочинений и писем И. А. Гончарова Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук

II.VIII. Примечания

II.VIII. Примечания

Фрегат Паллада. Из Якутска. Примечания

VIII
ИЗ ЯКУТСКА

С. 667.Мы вошли в ~ урасу. Это    просто большой шалаш, конической формы, из березовой коры, сшитый довольно    плотно, так что ветер мало проходил насквозь. ~ Посредине открытый очаг,    вверху отверстие для дыма. —Ср. описание урасы у Н. С. Щукина: «Если    тунгус вздумает остановиться где-нибудь на житье <...> тотчас срубает    несколько шестов, ставит их конусом и бока до самого верху покрывает берестом    или лосиными кожами, оставя небольшое отверстие для выхода дыма. Береста для    сего сшивается

761

конскими волосами в длинные и широкие пласты. <...> Посреди    урасы он разводит огонь и на три камня, воткнутые в землю, ставит котел» (Щукин.С. 84).

С. 667. ...в нем всего две тысячи семьсот    жителей. —По данным 1849 г., население Якутска составляло 2960 человек    (см.: Месяцеслов на 1854 год. СПб., [1854]. С. 84).

С. 668. ...«Плотников – моя фамилия»~и мне живо представилась подобная же сцена из «Ревизора». —Имеется в    виду просьба, с которой Бобчинский обратился к Хлестакову (д. IV, явл. 7): «Я    прошу вас покорнейше, как поедете в Петербург, скажите всем там вельможам    разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство или    превосходительство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и    скажите: живет Петр Иванович Бобчинский. <...> Да если эдак и государю    придется, то скажите и государю...» (Гоголь.Т. IV. С. 66–67).

С. 671.Мальчишка достал ~ грубый    кусок дерева с отверстием (это трубка), положил туда ~ табаку, потом    отделил ножом кусочек дерева от лодки и подкрошил туда же ~ «Зачем    дерево кладешь в табак?» ~ «Крепше!»... —На этот обычай народов    Восточной Сибири указывает и Ф. П. Литке; он пишет, что для экономии табака    «изобрели они трубки, выдалбливаемые из толстого куска дерева: в пустоту    кладутся мелкие деревянные стружки, которые от проходящего через них дыма так    напитываются табачным маслом, что скоро делаются крепче (и, стало быть, на их    вкус лучше) самого табаку: эти стружки служат для других, и так до нескольких    раз» (Литке Ф. П.Путешествие вокруг света на военном шлюпе «Сенявин».    1826–1829. 2-е изд. М., 1948. С. 224).

С. 671. ...между ними бродит стадо коров    да два-три барана, которых я давно не видал. ~ Якутск построен на    огромной отмели... —Как писал Н. И. Шарыпов, побывавший в Якутске через    два года после Гончарова, «город Якутск стоит на ровном месте, окружен    сенокосными полями, способствующими большому скотоводству; а потому здесь    скотское мясо около 1 р. сер. пуд, хлеб около 70 коп. сереб. и молоко    нипочем...» (Шарыпов,л. 93 об.).

С. 672.Сколько я мог узнать, якутов,    кажется, несправедливо считают кочующим народом. ~ Этак, пожалуй, и мы с    вами кочующий народ, потому что летом перебираемся в Парголово, Царское Село,    Ораниенбаум. —Возможно, здесь Гончаров иронизирует над положениями устава    «Об управлении инородцами» (о нем см. выше, с. 760, примеч. к с. 655), по    которому «все обитающие в Сибири инородные племена <...> по различной    степени гражданского их образования и по настоящему образу жизни, разделяются    на три главные разряда», а якуты относятся к разряду «кочевых, занимающих    определенные места, по временам года переменяемые» (ПСЗ-1.Т. 38. С.    394).

С. 673. ...Якутская область, с первого    января 1852 года ~ отделена от зависимости иркутского губернского    начальства и управление ее вверено особому гражданскому губернатору. Впрочем,    она ~ подчинена главному управлению генерал-губернатора Восточной    Сибири. —11 июля 1851 г. было высочайше утверждено и 16 августа    опубликовано положение о управлении Забайкальской областью, вторым пунктом    которого значилось: «Оставив Якутскую область в настоящих ее пределах, отделить    оную от зависимости иркутскому губернаторскому

762

начальству», а управление ею вверить гражданскому губернатору,    которого подчинить непосредственно генерал-губернатору и Главному управлению    Восточной Сибири (ПСЗ-2.Т. 26. Отд. I. С. 476). В тот же день было    утверждено и положение «Об управлении Якутской областию» (Там же. С. 480–483),    регламентирующее чиновничий штат (подробнее см.: Новое разделение и устройство    составных частей Восточной Сибири //ЖМВД.1851. № 10. С. 147–156).    Официальное открытие области состоялось в Якутске 1 января 1852 г.; в тот же день по этому случаю в городе прошел праздник (подробнее см.:С..........    Письмо в редакцию «Московских ведомостей» //МВед.1852. 6 марта. № 29).

С. 673. ...я въехал в кучу почерневших от    времени, одноэтажных, деревянных домов... —Как писал в дневнике Н. И.    Шарыпов, «объехавши несколько раз Якутск кругом, я не встретил ничего    примечательного, все тут весьма обыкновенно, город чрезвычайно древний, очень    много видно бедности, хотя есть один каменный дом, и тот весь развалился,    прочие же все деревянные, большею частию жалкой архитектуры...» (Шарыпов,л. 93–93 об.). Сам Гончаров о якутских домах писал А. А. Краевскому в    сентябре 1854 г. так: «Есть еще здесь <...> сотни три-четыре домов, все    деревянные, кроме одного, и все похожие на дом Бабы-Яги, не исключая и    губернаторского»; в письме к Ю. Д. Ефремовой от 15 сентября 1854 г. он назвал Якутск «деревней с претензиями быть городом».

С. 673.Вот гостиный двор, довольно    пространный ~ В гостином дворе ~ я видел много входящих и    выходящих якутов ~ Прочие горожане закупают всё, что им нужно, раз в год    на здешней ярмарке. —Каменный гостиный двор в Якутске был построен в 1836 г. Более подробное его описание Гончаров дал в указанном выше письме к А. А. Краевскому:    «Гостиный двор — здание превеличественное, облезлое, выцветшее, заплеванное,    засморканное и запиханное, что всё придает ему зеленовато-античный вид. Его    засморкало время, больше некому, купцов нет, они все сидят дома, и лавки отпираются,    когда являются покупатели». В Якутске был и еще один, деревянный, гостиный    двор, построенный двумя годами ранее каменного; как пишет Н. С. Щукин, каменный    гостиный двор «стоит на Никольской улице и называется Большим базаром; а другой    на берегу Лены, в котором преимущественно продается мука, носит название Малого    базара. Сии лавки во время ярманки бывают открыты; город делается многолюдным,    и каждый спешит в гостиный двор запастись припасами на целый год, потому что    после ярманки цены обыкновенно поднимаются» (Щукин.С. 142). Ярмарка в    Якутске была учреждена в 1768 г. и проходила с 10 июля по 1 августа; в конце    декабря проходила еще одна, «малая», ярмарка, но на нее никаких товаров не    привозилось, а продавались «оставшиеся от июльской ярмарки товары и привезенные    якутами разные припасы и изделия» (ПКЯО.С. 74).

С. 673. ...вот и единственный каменный    дом, занимаемый земским судом. —Этот дом был построен в 1707 г. для воеводской канцелярии.

С. 673.Я ехал мимо старинной,    полуразрушенной стены и несколько башен: это остатки крепости ~ и скоро    в Якутск прибыл воевода. —Якутский острог был основан казачьим сотником    Петром Бекетовым в 1632 г. на правом берегу Лены; в 1636 г. был перенесен на левый

763

берег Лены, на 70 км выше, и тогда же начато строительство    деревянной крепости. В 1683 г. воевода И. В. Приклонский перенес эту крепость    на 580 саженей выше по течению Лены. В 1922 г. острог был разобран и употреблен на растопку электрической станции г. Якутска; сохранилась только одна башня.    Первым якутским воеводой был назначенный на эту должность в 1638 г. стольник Петр Петрович Головин; он прибыл в Якутск 1 июня 1640 г. вместе со своими помощниками стольником Матвеем Богдановичем Глебовым и дьяком Ефимом    Филатовым. Исторические сведения о якутской крепости Гончаров почерпнул, по    всей видимости, из книги Н. С. Щукина (см.:Щукин.С. 114–115; 130–134).    Ср. также описание крепости в упомянутом выше письме А. А. Краевскому:    «Крепость построена казаками, за 200 лет, для защиты от набегов якутов, которых    казаки сами же и притесняли. Твердыня очень тверда, топор не берет дерева,    отчего оно и предпочитается здешними мещанами, при постройке домов, всякому    новому еловому и сосновому дереву, за которым еще надо ездить в лес, тогда как    это лежит готовое на площади. Губернатор велел, однако, огородить эту древность    забором, не против набегов мещан и не из антикварских побуждений, а потому, что    стены и башни клонятся все на сторону, между тем якутки ходят садиться в тень    ее, затем ли, чтоб оплакивать свой Иерихон, или с другою, более практическою    целью, этого я, в своих ученых исследованиях, добиться не мог». Якутский острог    был обнесен круговым забором по приказу губернатора в 1854 г. «для предохранения от повреждений» (РГИА,ф. 1285, оп. 4, № 109, л. 21). Подробнее о Якутском остроге, а также его изображения см.:Султанов Н. В.Остатки    Якутского острога и некоторые другие памятники деревянного зодчества в Сибири.    СПб., 1907. С. 31–62.

С. 674.«Вам какую угодно ~ тарабаганью...    —Т. е. шубу из шкурок тарбагана, небольшого грызуна отряда сурков.

С. 674. ...вот если б летом изволили    пожаловать, тогда дивно бывает мехов... —Согласно официальной статистике,    в 1854 г. на ярмарку в Якутск было привезено, в частности, шкур черной белки —    190 000 шт., серой и бусой (т. е. дымчатой) белки — 46 000 шт., горностая — 26    000 шт., белых песцов — 4 500 шт., красной лисицы — 4 200 шт., хорьков — 1 200    шт., куниц — 300 шт., медведей — 55 шт., выдр — 30 шт., волков — 20 шт., рысей    — 10 шт. и т. п. (см.:ПКЯО.С.76–77).

С. 675.«Но, главное, помните, меховые    панталоны», — сказал мне серьезно один весьма почтенный человек. ~ «Ну,    помянете меня!» — сказал он пророческим голосом. «Не забудьте также мехового    одеяла», — прибавил другой.««А если попадете на наледи...» —Осоветах,    данных ему по поводу дорожной одежды, Гончаров вспоминает в письме к К. Н.    Григорьеву от 31 декабря 1854 г.: «Я недаром противился советам преосвященного    (Иннокентия. —Ред.)насчет дороги: морозы созданы как будто не    для меня, или уж я чересчур нагрелся в тропиках, только я в одной дохе сносил    их весьма равнодушно, ни разу не почувствовав нужды ни в медвежьем одеяле, ни в    меховых горностаевых панталонах, которыми советовал запастись его преосв<ященство>.    И мне остается пожалеть, что не заказал себе таких панталон разве только    потому, что, по приезде в Петербург, нечего будет подарить дамам на шапки и на    муфты. Наледей я, правда, видел много, но только больше у себя под носом».

764

С. 676.Вот теперь у меня в комнате лежит    ~ беличий тулуп... —Этот же тулуп упоминается Гончаровым еще раз; в    очерках «Слуги старого века» (1888) среди вещей, украденных из его квартиры на    Моховой, назван «отличный тулуп на беличьем меху, привезенный <...> из    Сибири, крытый китайским атласом. <...> Тулуп из отборных белок,    сделанный в Якутске, я тоже никогда не надевал, чтоб не приучать тело к    излишнему теплу. Но мне все-таки было жаль его: так он был хорош».

С. 677. ...творится то же, что творится,    по словам Гумбольдта, с материками и островами посредством тайных сил природы.    —Гончаров имеет в виду идеи А. фон Гумбольдта (о нем см. с. 542, примеч. к    с. 10), изложенные в его книге «Космос: Опыт физического мироописания» (СПб.,    1848. Ч. 1. С. 110 и след.; глава «Земля. Обзор земных явлений»).

С. 677. ...как не допыталась, кто    поставил пирамиды в пустыне. —Неясно, что имеет в виду Гончаров; об    инициаторах постройки пирамид и о методах их строительства подробно писал еще    Геродот («История», II, 124 и след.).

С. 677–678. ...те же люди, которые в    одном углу мира подали голос к уничтожению торговли черными... —См. выше,    с. 577, примеч. к с. 157.

С. 678. ...плод от брошенного Им зерна. —Имеется в виду притча о сеятеле из Евангелия от Иоанна: «...если пшеничное    зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет    много плода» (12: 24).

С. 678.«А берегом?» ~ «Горой    ехать?... —Слово «гора» на севере употребляют также в значении «земля»,    «суша», «берег» (см.:Даль.Т. 1. С. 375).

С. 679. ...и садятся за бостон... —Бостон    — карточная игра для четверых игроков, играющих двумя колодами карт; относится    к разряду «коммерческих» игр (см.: наст. изд., т. 1, с. 757).

С. 679. ...пробегая одну книгу о Якутске    («Поездка в Якутск»)... —Гончаров упоминает книгу писателя и краеведа,    автора многочисленных работ о Сибири, Николая Семеновича Щукина (1792–1883)    «Поездка в Якутск» (СПб., 1833; 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1844; 1-е изд.    перепечатано в сб.: Записки иркутских жителей / Сост., примеч. и послесловие М.    Д. Сергеева. Иркутск, 1990), оба издания которой заслужили положительные отзывы    критики (рецензии указаны в кн.:Межов В. И.Сибирская библиография.    СПб., 1903. Т. 2. С. 307). Гончаров пользовался, судя по всему, первым изданием    книги, почерпнув из нее многочисленные факты исторического и этнографического    характера.

С. 679.Автор жалуется на господствующую    будто бы здесь страсть к ябедничеству (стр. 126), на недостаток веселости в    собраниях, на общее друг к другу недоверие и т. п. В приведенной книге даже    сказано, что будто приглашенные вечером гости, просидев часу до второго,    возвращаются домой к своему ужину. —Гончаров пересказывает следующие    фрагменты книги Щукина (находящиеся на с. 162, а не 126): «Наклонность к тяжбам    и ябедам нигде, кажется, так не господствует, как в Якутске: сею болезнию    заражены и русские, и якуты. <...> Здешние дельцы, живущие в Иркутске,    друзьям своим и знакомым, как редкость или новость, присылают копии с ябед и    прошений своих. <...> все твердят, что прежде у

765

них было гораздо веселее <...> может быть, это и правда,    потому что теперь несносная скука. Я был на обеде в первом здешнем купеческом    доме. Гостей посадили за стол по чинам и отношениям <...>. Каждый сидел    молча, углубив нос в тарелку, изредка кидая недоверчивые взгляды на своих    соседей <...>. Обед был огромный, во вкусе наших предков, и продолжался    часа четыре. После стола нас всех пригласили на вечер. Вечерние собрания    оживляются европейскими танцами. Нечего говорить о музыке и танцовщиках! Зато    здесь каждый танцует; но всего удивительнее, что гости, просидев часу до 2-го,    возвращаются домой к своему ужину» (Щукин.С.162–163).

С. 680.Говоря о ябедничестве, автор,    может быть, относил эту слабость к якутам: они действительно склонны к    ябедничеству... —О ябедничестве якутов подробно писали в те годы; ср.:    «Коварный нрав сего народа до того простирается, что якуты, поссорившись между    собою, друг на друга приносят начальству жалобы в своих претензиях, и <...>    происходят тяжбы между ими от дружеских связей. У них существует обыкновение,    что когда один к другому приглашается в назначенное время в гости, то для угощения    хозяин убивает скотину по своему рассуждению, от которой оставшееся за обедом и    ужином отдает гостю для отвоза в дом; при сем дарит гостя скотом, рухлядью или    деньгами; но для воздаяния угостивший также должен ехать в гости, и если при    сем случае хотя самомалейший окажется недостаток к его угощению или отдарки за    его подарки не будут соответственными, тогда дружба прекращается и дело доходит    до ссоры и тяжбы. При сем достопримечательнее то, что часто случаются таковые    неудовольствия от самой малости, иногда от пяти рублей; но для получения    подобной безделки не щадят они своих убытков, которые часто бывают вчетверо,    только для того, чтобы взять верх. По сему видно, что они заводят тяжбы    единственно из упрямства и в цели нанести своему сопернику издержки и    беспокойствие» (Описание якутов.С. 287–288; см. также:Иннокентий.    Творения.Кн. 2. С. 163;Уваровский А. Я.Воспоминания // Бётлингк    О. Н. О языке якутов / Пер. с нем. В. И Рассадина. Новосибирск, 1990. С. 105).

С. 680....(см. фельетон «С.-П<етер>б<ургских>    ведомостей», № 176, 11 августа 1854 г.)... —См. об этом выше, с. 471.

С. 680. ...свежи еще в памяти у нас    мрачные предания как о стране разбоев, лихоимства, безнаказанных преступлений?    —Сведения о злоупотреблениях и бесчинствах сибирских чиновников Гончаров    мог почерпнуть из публиковавшейся в 1847 г. в «Отечественных записках» книги П. И. Небольсина «Рассказы о сибирских золотых приисках» (см.:ОЗ.1847.    № 8. Отд. VIII. С. 126–128) и из устных рассказов И. С. Москвина (о нем см.    ниже, с. 767, примеч. к с. 686).

С. 684.На Мае есть, между прочим,    отставной матрос Сорокин... —О «ссыльно-поселенце Усть-Майской пристани»    Сорокине упоминает и Б. В. Струве, отмечая, что тот оказал большую помощь при    заселении Аянского тракта (см.:Струве.С. 134).

С. 686.Только в якутском областном    архиве хранятся материалы, драгоценные для будущего историка Якутской области.    —Н. С. Щукин писал: «Якутский архив есть один из примечательнейших во всей    Сибири, как по своей древности, так и по рукописям, в нем сохранившимся. Архивы    прочих городов Сибири истреблены пожарами,

766

но якутский оставался <...>во всей полноте. <...>    Но в каком уважении находятся теперь <...> драгоценные исторические    факты! Они брошены на жертву времени и стихиям в анбар, сквозь худую кровлю которого    течет дождевая вода, и бедные свитки исчезают. Некоторые из них превратились в    прах; других нельзя уже развернуть, от сырости они слились в одну массу.    Множество рукописей растащено и употреблено на заклейку окон и стен...» (Щукин.С.137–138). В официальном же отчете якутского губернатора за 1854 г. говорится, что «старые дела <...> сохраняются в одном помещении, прочном и защищенном    от сырости. <...> Ныне по разборке сих свитков замечательнейшие из них <...>    посланы в списках в Иркутский отдел Географического общества. К сожалению,    много пропало особенно замечательных свитков, заключающих в себе важные    исторические факты <...>. По поручению генерал-губернатора Восточной    Сибири разбор древних свитков делается под личным наблюдением гражданского    губернатора и принимаются все меры к отысканию потерянных» (РГИА,ф.    1285, оп. 4, № 109, л. 36–37).

С. 686.Некоторые занимаются здесь ~    разбором старых рукописей и, конечно, издадут свои труды в свет. —Гончаров    имеет в виду прежде всего якутского купца И. С. Москвина (ум. до 1863), о    знакомстве с которым сообщал в письме к А. А. Краевскому в сентябре 1854 г. Большую и богатую материалами статью Москвина «Воеводы и начальники г. Якутска и их действия»    в сокращении см.:ПКЯО.С. 165–202.

С. 686.Упомяну прежде о наших    миссионерах ~ священники Хитрое и Запольский. —Имеются в виду    протоиерей Дмитрий Васильевич Хитров (в монашестве Дионисий; 1818–1896),    впоследствии епископ Уфимский и Мензелинский, и протоиерей Никита Николаевич    Запольский (ок. 1818–1863).

С. 686.Они постоянно разъезжают по    якутам, тунгусам ~ к другим для обращения. —В 1844 г. по высочайшему повелению в Якутске были учреждены две походные церкви, Благовещенская и    Николаевская, начавшие действовать с 1845 г. Священниками при них были определены Хитров и Запольский; первый в своих записках так вспоминает об этом: «Оба    мы <...> каждый год совершали пути до 10 тыс. верст, посещая почти все    приходы Верхоянского и Колымского округа, а также отдаленнейшие места и    Якутского округа <...> и, сверх того, кочевья тунгусов, скитающихся в    вершине реки Олекмы, а Запольский даже пробрался чрез Яблонный хребет на реку    Зею и, по Амуру отплыв в Восточный океан, воротился чрез Аян, Нелкан и Устьман    (правильно: Устьмай. —Ред.)в Якутск. Разъезды эти соединены с    неимоверными трудностями. По нескольку месяцев сряду мы ночевали на снегу под    открытым небом при трескучих полярных морозах, отчего некоторые из нас,    священников, преждевременно сходили в могилу, другие, страдая несколько лет от    цинги, до конца расстроили свое здоровье. От простуды помер о. Лаврентий    Винокуров, а от цинги и расстройства печени — протоиерей Запольский»    (Автобиографические записки преосвященного Дионисия, епископа Уфимского и    Мензелинского//Уфимские епархиальные ведомости. 1900. № 6. С. 179).    См. также:Мушкин П.Русские миссионеры у чаукчей //МВед.Лит.    отдел. 1853. 9 июля. № 82; 11  июля. № 83.

767

С. 686.«В иных местах есть поварни»... —Поварни были построены в 1820-х гг. по инициативе верхнеянского окружного    исправника Тарабукина для удобства проезжих. «Сии строения, — пишет Ф. П.    Врангель, — состоят только из четырех стен и плоской кровли, в которой    находится дыра для дыма: в середине комнаты помещается очаг, а по краям лавки.    Несмотря на несовершенное и щелистое устройство, поварни <...> доставляют    <...> достаточную защиту от непогоды и вьюги» (Врангель.С.122).

С. 687.«Мы однажды добрались в пургу до    юрты ~ а товарищи отстали ~ их нашли у дверей юрты. Последнюю ночь они провели    тут, не подозревая жилья». —Этот случай произошел не с Н. Н. Запольским, а    с Д. В. Хитровым, он рассказывает о нем в своих записках: «Числа 25 апреля (1846 г. —Ред.)я опять из-за дьячка своего натерпелся страху. При переезде от поварни    Большой Чукочи на Малую Чукочу <...> стал свежеть ветерок и начинало    темнеть. Ямщики, посоветовавшись между собою, присудили: если пурга усилится и    кто из них засветло не доедет до Малой Чукочи, — следует остановиться для    ночлега среди тундры, иначе можно заехать бог весть куда. Я и со мной еще две    нарты прибыли в Малую Чукочу часа через два. К нашему счастию, мы пристали в    такую квартиру, в которой хотя не было жителей, но она была тепла и чиста;    видно, что только что кто-то выехал из ней. Сварили чай и ужин, но пища нам на    ум нейдет, потому что дьячка нет, а пурга так усилилась, что в двух шагах не    видно предмета. Всю ночь просидели мы в ожидании дьячка. Утром и весь другой    день такая страшная была пурга, что из сеней до нарты за провизией отпускали    проводников на веревочке; иначе им не найти бы и дверей. На 3-й день я встал    ранее обыкновенного и, собрав своих проводников, просил их совета, как пособить    горю. Ответ был один: не знаем, что делать. <...> Ветер не переставал    дуть с прежней силой, но снегу несло менее, отчего и сделалось гораздо светлее,    так что можно было видеть иногда сажен на 20-ть и даже на 30-ть; и вот мы все —    я и трое проводников, — как бы сквозь туман, но осязательно видим <...>    человека по направлению к нашей хижине; видение это становится яснее и яснее, и    мы с радостью узнаем в этом человеке дьячка своего Ивана Филипповича и бежим    ему навстречу. Думали, что и Иван Филиппович, видя товарищей своих, обрадуется    им; напротив, он стал выть и укорять, что его бросили и оставили. Все спутники    его, как будто и в самом деле виноватые, молчали пред ним, дав ему выплакаться    досыта. Потом, дав ему чашечку любимого им алкогольного бальзама и горячего    чая, спросили: где же он все время находился и где его проводник Филипп    Черемхин? “Все время и лежали мы, — говорит он, — на том месте, где вы увидали    меня. Если бы не было приказано остановиться там, где застанет пурга, мы бы    доехали благополучно до вашего ночевья, — собак сколько ни привязывали мы, они    всё вставали и лаяли,чуя вас”» (Автобиографические записки    преосвященного Дионисия... // Уфимские епархиальные ведомости. 1900. № 7. С.    218–221).

С. 687.На днях священник Запольский    получил поручение ехать на юг, по радиусу тысячи в полторы верст или и больше~узнать всё, что касается до его обязанностей. —О миссионерских поездках    Н. Н. Запольского писал его биограф: «Будучи миссионером, о. Никита почти    каждый год предпринимал самые далекие и

768

трудные путешествия. Едва ли осталось какое-нибудь пустынное место    в Якутской области, куда бы он по несколько раз не проникал с проповедью слова    Божия. Начиная с берегов Ледовитого океана до притоков Амура, всюду можно    видеть следы его миссионерской деятельности» (Трифонов А.Воспоминание    об о протоиерее Н. Запольском // Иркутские епархиальные ведомости. 1871. № 34.    С. 661).

С. 688.Вам известен он как автор книги    «Записки об Уналашкинском отделе Алеутских островов», изд<ание> 1840 г. протоиерея ~ Вениаминова. —Имеется в виду книга «Записки об островах    Уналашкинского отдела» (СПб., 1840. Ч. 1–3), встреченная положительными    отзывами. Так, один из рецензентов писал, что ее отличают «простота и    благородство изложения и вместе увлекательность рассказа о самых обыкновенных и    даже прозаических вещах...» (ЖМНП.1841. Ч. 31. Отд. VI. С. 186), а    другой советовал «всякому любознательному читателю обратить на нее внимание и    ознакомиться с нею покороче. Предмет так нов и интересен и автор так хорошо    умел им воспользоваться, что, рекомендуя книгу его просвещенным читателям, мы    надеемся доставить им полное наслаждение» (ОЗ. 1841. № 1. Отд. IX. С.    21); см. также:СО.1841. № 3; Маяк. 1841. Ч. 16. Отд. IV. С. 217–246    (автор — С. Б. (С. О. Бурачок));СПч.1841. 2 июня. №119 (автор — Л. Л.    (В. С. Межевич)). В 1841 г. «Запискам...» была присуждена Демидовская премия.

С. 688. ...им же изданы алеутский и    алеутско-кадьякский буквари ~ То же самое ~ сделано и для колош.    —Алеуты — жители Командорских островов; по словам Иннокентия, «алеуты,    число коих простирается не более 2500 душ <... > имеют на своем родном    языке Слово Божие писанное, в их церквах и молитвенных домах много читается и    поется на их языке <...>. Лишь только алеуты увидели книги на своем    родном языке, в них возбудилось такое желание учиться читать сии книги, что не    только взрослые мужчины и женщины стали учиться тому друг от друга, но даже и    седые старики...» (Иннокентий. Творения.Кн. 2. С. 321; ср.:Струве.С.    142). Кадьяки — алеутское племя, жившее на острове Кадьяк. Колоши (или колюжи)    — «народы, населяющие северо-западный берег Америки <...> от реки Колумбии    до горы Св. Илии, и преимущественно живущие на островах, прилежащих к материку    Америки и известных под именем Архипелага Принца Валлийского и Короля Георга    III. <...> они не монгольского, т. е. не того происхождения, к которому    принадлежат алеуты и прочие северо-американские народы; но совершенно особого,    американского», — писал Иннокентий и далее отмечал, что они «из всех их суть    лучший народ по своим способностям и деятельности» (Вениаминов И.Записки    об островах Уналашкинского отдела. Ч. 3. С. 26–27, 113; см. также:Тихменев.С. 340–350). Колоши были известны также своей жестокостью и    воинственностью. Гончаров упоминает следующие книги Иннокентия: имевшийся в    библиотеке писателя (см.:Библиотека.С. 15) «Алеутский букварь» (М.,    1846; сопроводительную записку к изданию см.:Иннокентий. Письма.Кн. 3.    С. 391–396), а также «Опыт грамматики (и словаря) алеутско-лисьевского языка»    (СПб., 1846) и «Замечания о колошенском и кадьякском языках и отчасти о прочих    российско-американских, с присовокуплением российско-колошенского словаря,    содержащего

769

более 1000 слов, из коих на некоторые сделаны пояснения» (СПб.,    1846). Все эти книги получили высокую оценку в печати (см. об этом:Барсуков    1883.С.44–46, 92–98, 134–137).

С. 688.Если хотите подробнее знать о    состоянии православной церкви в Российской Америке, то прочтите изданную, под    заглавием этим, в 1840 году брошюру протоиерея И. Вениаминова. —Имеется в    виду статья «Состояние православной церкви в Российской Америке» (ЖМНП.1840.    Ч. 26. № 6. Отд. V. С. 15–58; отд. отт.: СПб., 1840).

С. 688–689.Под его руководством    перелагается евангельское слово ~ Я случайно был в комитете ~ Перевод    вчерне уже окончен. ~ там занимались окончательным пересмотром Евангелия    от Матфея. ~ Каждое слово и выражение строго взвешивалось и поверялось    всеми членами. —В 1852 г. по инициативе Иннокентия духовные лица Якутска    начали переводить священные книги на якутский язык. К 1854 г. часть работы была завершена, и 20 октября Иннокентий в одном из писем сообщал, что «начался    пересмотр переводов <...> и это делается, по вечерам, у меня в доме 2    раза в неделю» (Иннокентий. Письма.Кн. 1. С. 425). Более подробно об    этом он рассказывал в письме к А. Н. Муравьеву от3ноября 1854 г.: «...в прошедшем месяце начались в моих келиях заседания для пересмотра якутских переводов. <...>Но дело идет не очень быстро: едва одну главу успевают просмотреть;    впрочем, это оттого, что много бывает толков о каждом слове, не вполне    выражающем русский текст. И потому дело пересмотра не скоро кончится; да притом    и после этого еще будет пересмотр не переводов, но только слов, не вполне    соответствующих с русским текстом; и это будет уже в большом собрании многих    лиц духовных и светских, и якутских, и русских» (Там же. С. 427; о проблемах    переводов на якутский язык см. также:Иннокентий. Письма.Кн. 3. С. 384–391).    Главнейшими деятелями комитета были протоиереи Е. В. Протопопов, Д. В. Хитров,    Н. Н. Запольсккй и священники М. С. Ощепков, П. П Попов и Д. В. Попов; в 1855 г. он получил официальный статус; 17 августа 1855 г. Синод постановил издать переведенные на    якутский язык книги. В Москве в 1858 г. под наблюдением Д. В. Хитрова были    напечатаны следующие переводы: «Книга Бытия», «Евангелие», «Деяния Св.    Апостолов», «Божественная литургия Иоанна Златоуста и требник» и «Часослов и    псалтир». 19 июля 1859 г. в Якутске прошла первая литургия на якутском языке,    отслуженная Иннокентием (см.:ПКЯО.С. 126–128;ЖМНП.1859. № 12.    Отд. VII. С. 168–170;Иннокентий. Письма.Кн. 2. С. 188–193). О    деятельности комитета со слов Гончарова рассказывает и Б. В. Струве (см.:Струве.С. 142–143).

С. 689.Почтенных отцов нередко затруднял    недостаток слов в якутском языке ~ Сами якуты, затрудняясь названием    многих занесенных русскими предметов, называют их русскими именами... —О    трудностях перевода Евангелия на якутский язык Иннокентий подробно писал К. С.    Сербиновичу 10 января 1857 г.: «...первое Евангелие пересматривалось несколько    раз, и каждый раз делались поправки и перемены, и это, главное, оттого, что    сами наши отцы члены комитета нашего, можно сказать, до того времени не знали    языка якутского как следует. Много говорящих по-якутски очень хорошо и в то же    время знающих русский язык как нельзя лучше; но когда

770

пришлось переводить с русского на якутский, то какая иногда    выходит гиль! и это частию от незнания вполне русского текста, а главное — от    неумения передать по-якутски сообразно складу этого языка. Все прежние    переводчики, не исключая и наших отцов членов, при переводе держались русского    склада и смысла; и оттого выходило, что слова, взятые сами по себе, правильны    во всех отношениях и стоят на местах, — и переводчику казалось, что перевод его    ясен как нельзя лучше; но для якута он таков же, как наши церковные ирмосы:    слова — наши, а понять нельзя скоро, потому что склад не русский, а греческий.    Наконец, Господь вразумил и наших отцов, как нужно передавать якутам русскую    речь, и теперь дело пойдет скорее» (Иннокентий. Письма.Кн. 2. С. 44).

С. 689. ...священник Хитров, занимается~составлением грамматики якутского языка ~ Она уже кончена. —Упомянутая    «Краткая грамматика якутского языка» вышла в Москве в 1858 г.; о ее научном значении см.:Убрятова Е. И.Очерк истории изучения якутского языка.    Якутск, 1945. С. 16–17.

С. 689. ...Евангелие окончено переводом    на тунгусский язык ~ Составлена ~ и грамматика тунгусского языка, всё    духовными лицами. А один из здешних медиков составил тунгусско-русский словарь    из нескольких тысяч слов. —Перевод Евангелия на тунгусский язык был сделан    в 1852 г. охотским протоиереем Стефаном Поповым (см.:Иннокентий. Письма.Кн.    1. С. 394; ср.: Там же. Кн. 2. С. 184); почти через тридцать лет напечатано    было только Евангелие от Матфея (Казань, 1880). Кроме того, С. Попову    принадлежат «Тунгусский букварь» (М., 1858) и «Краткий тунгусский словарь» (М,    1859). О научном значении этих трудов см.:Горцевская В. А.Очерки    истории изучения тунгусо-маньчжурских языков. Л., 1959. С. 16–17. Факт    публикации последнего упоминаемого Гончаровым труда не установлен.

С. 690. ...для якутской грамоты приняты    русские буквы ~ посредством особых знаков ~ знаете это из книги    г-на Бётлинка... —Имеется в виду книга жившего в России немецкого    лингвиста Отто (Оттона Николаевича) Бётлингка (B?htlingk; 1815–1904)    «Ueber die Sprache der Jakuten: Grammatik, Text und W?rterbuch» (St-Petersburg,    1851), введение к которой, содержащее теоретическую часть исследования, было    тогда же переведено на русский язык (О языке якутов: Опыт исследования    отдельного языка в связи с современным состоянием всеобщего языкознания //    Учен., зап. имп. Академии наук по Первому и Третьему отделениям. СПб., 1853. Т.    1. С. 377–446); полный перевод книги был осуществлен лишь в наши дни:Бётлингк    О. Н.О языке якутов / Пер. с нем. В. И Рассадина. Новосибирск, 1990.    Подробнее о Бётлингке и его трудах см.: О. Н. Бётлингк и его труд «О языке    якутов»: (Материалы конференции, посвященной 120-летию выхода в свет труда О.    Н. Бётлингка «О языке якутов»). Якутск, 1973.

С. 691.Сам г-н Бётлинк ~ ссылается    на другие авторитеты. —В конце введения к своей книге О. Бётлингк перечисляет    14 источников, сведения из которых использовал в своей работе.

С. 691.Один определил склонение    магнитной стрелки... —Знание склонения магнитной стрелки в различных    районах земли необходимо для выяснения точного местонахождения судна, так как    географический и магнитный полюсы Земли не совпадают. Подробно

771

о первых исследованиях по описанию магнитного поля Земли писал А.    фон Гумбольдт в упомянутой выше (см. выше, с. 542, 765, примеч. к с. 10 и 677)    книге «Космос: Опыт физического мироописания» (Ч. 1. С. 125–130). Из русских    путешественников измерения склонения магнитной стрелки выполнил Ф. П. Литке во    время кругосветной экспедиции на шлюпе «Сенявин» в 1826–1829 гг.; затем они    были обработаны Э. Ленцем и изданы отдельной брошюрой (СПб., 1836). Об этих    изысканиях Гончаров узнал, вероятно, от И. П. Белавенца, ведшего на «Палладе»    магнитные и астрономические наблюдения (см. выше, с. 435).

С. 691. ...тот ходил отыскивать ближайший    путь в другое полушарие, а иные, не найдя ничего, просто замерзли. —Возможно,    речь идет об экспедиции английского полярного исследователя Дж. Франклина (о    нем см. ниже, с. 800, примеч. к с. 14). В начале 1850-х гг. в русских газетах    появлялись сообщения об экспедициях, отправляющихся на поиски Франклина, причем    высказывалась надежда, что «они успеют в своем трудном предприятии и разрешат,    сверх того, задачу о проходе в другое полушарие» (СПбВед.1850. 2 марта.    № 57).

С. 692.Чукчи держат себя поодаль от    наших поселенцев, полагая, что русские придут и перережут их... —Возможно,    эти сведения Гончаров почерпнул из бесед с Иннокентием; последний в письме к    Филарету (о нем см. ниже, с. 813, примеч. к с. 63) от 21 мая 1851 г. сообщал о неудаче одного из миссионеров, который в очередную поездку «чукоч <...> нашел    гораздо менее, чем в прежние годы; потому что многие из них, боясь прибытия    судов к устью реки (Анадырь. —Ред.),как это было в 1847 г., откочевали в дальние места, вообразив себе, что суда придут к ним не иначе как затем, чтобы    истребить их» (Иннокентий. Письма.Кн. 1. С. 272).

С. 692. ...коргаулями, или карагаулями,    живущими на островах у устья рек, впадающих в Ледовитое море. Чукча и карагауль    держат в одной руке товар ~ а в другой по длинному ножу... —На лежащих у    северного побережья Сибири островах живут чукотские племена. Здесь же имеются в    виду эскимосы (по-чукотски «кергаули», «екыргаулы» или «экырнгаули»), жители    северного побережья Аляски и прилежащих к ней островов. «Экырнгаули известны    мне по сказаниям чукотских торговцев, — пишет один из миссионеров, — которые к    сим американцам каждогодно плавают для торговли на своих кожаных байдарках <...>.    Экырнгаули не признают над собою ничьей власти, они не терпят и между собою    никакой зависимости» (Путевые записки священника миссионера Андрея Аргентова в    приполярной местности // Записки Сибирского отделения императорского Русского    географического общества. 1857. Кн. 4. С. 54; ср.:Врангель.С. 312). О    торговле чукчей с эскимосами со слов А. И. Аргентова сообщают и другие авторы;    ср.: «Миролюбивые чаукчи <...> находятся во вражде с американцами (т. е.    с племенами, населяющими Аляску. —Ред.)и почитают их коварными,    злобными и хитрыми. Они говорят, что соседи их принимают личину дружбы только    тогда, когда они слабы; но когда признают себя сильнее, то грабят и умерщвляют    приезжих купцов, и потому торговля с ними производится с оружием в руках. <...>    Один из торгующих чаукчей рассказывал русскому миссионеру о торговле с    островитянами (здесь: жителями острова Св. Лаврентия. —Ред.)следующее:    “Островитяне очень страшны <...> мы торгуемся с ними, держа всегда нож в    руке,

772

потому что если им не понравятся наши товары, то они нас бьют...”»    (Мушкин Л.Торговля чаукчей с русскими и жителями островов Восточного    моря //МВед.Лит. отдел. 1853. 17 нояб. № 138).

С. 693.Дочь одного коряка изменила    правилам нравственности. ~ Она удавилась, и он несколько лет оплакивал    ее. —Об этом случае Иннокентий рассказывает в одном из своих миссионерских    отчетов (1843): «...едва ли не все коряки весьма замечательны по своим обычаям <...>    наприм<ер>, взятых в любодеянии они убивают без милосердия, тоже и    прелюбодеев, если они не ускользнут от рук раздраженных мужей и не успеют    помириться. <...> Доказательством же <...> может быть представлен    пример, бывший в очень недавнее время. Один тоен (тунгусский начальник. —Ред.),лишь только узнал, что дочь его девица сделалась беременна, тотчас велел ей    удавиться, несмотря на то что она была единственное дитя его, и она    повиновалась. Впрочем, отец ее очень сокрушался об ней, раскаивался и плакал, а    это доказывает, что они, при всей жестокости, не лишены чувств нежных» (Иннокентий.    Творения.Кн. 2. С. 129; ср.:Иннокентий. Письма.Кн. 1. С. 105).

С. 693. ...они, между прочим, склонны к    воровству. —По свидетельству современника, «наклонность к воровству питает    в якутах более то, что их не наказывают за оное, а пойманного высылают только в    улус» (Щукин.С.174–175). Воровство среди якутов к тому времени    было столь распространено, что правительство было вынуждено 24 мая 1852 г. утвердить особое мнение «О мерах к прекращению воровства между якутами», где было сказано:    «Якуты судятся по их обычаям в Инородной управе окончательно по делам <...>    не превышающих тридцати рублей и учиненных в первый или второй раз, по делам же    о воровстве на сумму свыше тридцати рублей или в третий раз учиненном    подвергаются суду по общим законам империи» (ПСЗ-2.Т. 27. Отд. I. С.    374). О воровстве якутов подробно писали и другие современные Гончарову авторы;    см., например:Описание якутов.С. 284–287;Джулиани Ю.О якутах    //СО. 1836. Ч. 178. С. 138–140.

С. 694.Бюст Рашели из мамонтовой    кости... —Элиза Рашель (Rachel; 1821–1858) — французская трагическая    актриса; в 1853–1854 гг. гастролировала в России. По словам Гончарова, ее    отличали «огненный взгляд, электрическая речь и трагическая худощавость»    (письмо к Е. В. Толстой от 8 февраля 1856 г.).

С. 694.Кстати об изделиях из мамонтовой    кости. ~ и они растаскали и истребили его так, что теперь и следов нет. —По    всей видимости, Гончаров неточно рассказывает о следующем происшествии. В 1799 г. в устье Лены тунгусами был обнаружен хорошо сохранившийся мамонт, но они сочли подобную    находку дурным предзнаменованием и скрывали от путешественников его    местонахождение; к тому же несколько лет лед, покрывающий мамонта, не таял.    Лишь в 1806 г. зоологу М. Ф. Адамсу удалось добраться до находки, но он нашел    мамонта уже «совершенно искаженного»: двумя годами ранее один из тунгусов    отрезал и продал бивни, а «соседственные якуты довольствовали мясом мамута    собак своих во время недостатка корма. Дикие звери: белые медведи, волки и    лисицы пользовались тем же <...>. Скелет был почти совсем без мяса и весь    цел, выключая одной передней ноги» (Отрывок из путешествия г. Адамса к    Ледовитому морю для отыскания мамута //

773

Сибирский вестн. 1820. Ч. 10, кн. 6. С. 13). Вскоре скелет был    доставлен казаками в Якутск, где Адамсу удалось выкупить отрезанные ранее бивни    и затем отправить находку в Петербург. Еще один хорошо сохранившийся мамонт был    найден в 1840 г. на берегу притока Енисея; этот мамонт в 1843 г. был благополучно доставлен в Тобольск (см.:Мочульский В.Остов мамонта с мясом,    шкурою и шерстью, найденный в Сибири в 1840 году //СПбВед.1843. 9 апр.    № 80). О других находках мамонтов до 1854 г. в печати не упоминалось.

С. 694.Нет проезжего, к которому бы не    явились якуты, и особенно якутки, с этими изделиями.— О визите торговок    изделиями из мамонтовой кости Гончаров писал Майковым: «Я не называю женщинами    якуток: это коровы на задних ногах. Две из них приходили ко мне продавать будто    вещи из мамонтовой кости, но это только был предлог, а собственно они умышляли    против моей добродетели, но нашли во мне, как Вы, конечно, и ожидаете,    прекрасного Иосифа да еще с хлыстом и тростью к их услугам» (письмо от 14    сентября 1854 г.).

С. 694. ...кости здесь очень много... —По    словам одного из современников, «вот уже более 200 лет, как из северной части    Сибири ежегодно вывозится мамонтовая кость на изделия русской токарной    промышленности. <...> Все количество мамонтовых костей, добываемых в сих    двух местах, доставляется на ярмарку в Якутск. Были годы, когда количество    костей превосходило 2000 пуд<ов>, но средняя цифра ежегодного привоза и    отправления кости в Россию есть 1700 пудов, не считая того количества, которое    расходится на изделия якутской промышленности. В продажу поступают собственно    одни клы (бивни. —Ред.)<...> кость эта состоит    единственно из клов <...> полагая средним числом вес каждого только в 4    пуда, получим, что ежегодно вывозится клов с 220 зверей» (Мушкин П.Могилы    мамонтов на берегах Ледовитого моря и торговля мамонтовою костью: (Статья    первая) //МВед.Лит. отд. 1853. 15 окт. № 123; ср.:Щукин.С.    208–210).

С. 694.«Пудов восемнадцать, что ли?» —По    одному из свидетельств (см.:Врангель.С. 216), максимальный вес    мамонтового бивня мог достигать 12 пудов (192 кг), так что цифру 18 пудов (288 кг) следует считать явным преувеличением.

С. 694.Г-н Геденштром (в книге своей    «Отрывки о Сибири», С.-Петербург, 1830)... —Матвей Матвеевич Геденштром    (ок. 1780–1845) — географ и путешественник, впоследствии сибирский чиновник;    кроме упомянутой Гончаровым книги, изданной также по-немецки (Fragmente oder    etvas ?ber Sibirien. St-Petersburg, 1842), опубликовал несколько статей.    Подробнее о нем см.:Корф М. А.Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т.    1. С. 168.

С. 695.Я выше сказал, что от Якутска до    Охотского моря нет вина; против тайного провоза его приняты очень строгие меры.    —См. выше, с. 760, примеч. к с. 655.

С. 695.Просвещение якута пока состоит в    том, чтоб приучить его к земледелию... —Первые попытки приучить якутов к    земледелию относятся к 1830-м гг. (см.:Валь Г.Хлебопашество в Якутске    // Земледельческая газ. 1835. 14 июня. № 48). В официальном отчете за 1854 г. губернатор Якутской области писал: «При тех попечениях, какие местное начальство вследствие    распоряжений генерал-губернатора

774

Восточной Сибири прилагает о развитии в области между инородцами    земледелия и огородничества, сельское хозяйство видимо преуспевало в 1854 году <...>.    Опыт последних трех лет много ослабил существовавшее здесь прежде поверье, что    хлеб в Якутской области дозревать не может. Теперь якуты до того узнали    превосходство мучной пищи и пользу ее для здоровья в сравнении с сосновою    корою, которою прежде питались они, смешивая ее с кислым молоком, что в тех    улусах, где земледелие введено несколько уже лет, сами охотно усиливают    расчистку леса под пахоту. <...> В настоящем положении хлебопашества в    области, по небольшому количеству расчищенной и распаханной земли, оно не    развито еще в той степени, чтобы урожаев ставало на продовольствие всего народонаселения,    но при постоянной настойчивости местного начальства и при тех мерах, какие    приняты к усилению земледелия, сия важная статья с каждым годом значительно    будет развиваться вперед» (РГИА,ф. 1285, оп. 4, № 109, л. 13–14 об.). Однако в дальнейшем земледелие среди якутов приживалось медленно, отчасти из-за    невысоких урожаев, отчасти из-за их беспечности и нерадения (статистику см.:Давыдов.О начале и развитии хлебопашества в Якутске // Записки Сибирского отделения    Русского географического общества. 1858. № 5; см. также:Щукин Н. С.О    хлебопашестве в Якутской области //ЖМВД.1846. № 7).

С. 696. ...книги барона Врангеля... —Имеется    в виду книга русского путешественника и ученого Фердинанда Петровича Врангеля    (1796/1797–1870) «Путешествие по северным берегам Сибири и по Ледовитому морю,    совершенное в 1820, 1821, 1822, 1823 и 1824 гг. экспедициею, состоявшею под    начальством флота лейтенанта Ф. фон Врангеля» (СПб., 1841. Ч. 1–2; совр.    переизд.:Врангель),написанная при участии Ф. Ф. Матюшкина и    богатая этнографическими материалами о жизни северных народов и описаниями    природы Сибири.

С. 696. ...и вы все-таки будете только    проезжий. В России нет путешественников, всё проезжие... —Ср.: «Едва я    ступил на родную почву, как перестал быть путешественником: я вдруг сталпроезжим.Ведь в России нет путешественников, всёпроезжие.И я вдруг    почувствовал, как умалилось достоинство моего звания, когда мне вручили    подорожную по казенной надобности с будущим при мне. А между тем истинное    путешествие в старинном, трудном смысле, словом, подвиг только с этого времени    и начался» (письмо к Майковым от 14 сентября 1854 г.).

С. 697. ...в некоторые сборные пункты,    которые называются великолепным именем ярмарок. —Кроме самого Якутска, в    Якутской области проходили следующие ярмарки: в марте — Чукотская (при Анюйской    крепости, Колымский округ), в мае — Учурская (в устье р. Учура, Якутский    округ), в июне — Олекминская, Кыллахская (на острове Кыллахе, Олекминский    округ) и Майская (на р. Мае, Якутский округ) (см.:ПКЯО.С. 73). Подробнее    об этих ярмарках см.: <Без подписи>.Замечания о чукчах //ЖМВД.1835. № 5. С. 366–368;Мушкин П.Торговля чаукчей с русскими и    жителями островов Восточного моря //МВед.Лит. отдел. 1853. 17 нояб. №    138. Кроме того, Н. Д. Свербеев сообщает, что «по всем трактам Якутской области    (кроме Иркутского и Аянского) <...> место каждого ночлега <...>    носит название ярмарки. <...> По трудным дорогам или тропам,

775

которые ведут путника в сибирскую глушь, ездят большею частию одни    купцы, затем чтобы скупать, или, вернее сказать, выменивать, свои товары за    рухлядь или пышнину (как называются шкурки красного и простого зверя) у    бродячих племен, занимающихся этим промыслом. Промышленники знают время этих    торговых поездов и часто ожидают их на самой дороге и здесь становят свои урасы    <...>. В этих стойбищах <...> проезжий купец останавливается на    ночлег и немедленно приступает к мене — значит, вот и ярмарка! Не на всяком    ночлеге это случается, но имя некоторых перенеслось на все впоследствии» (Свербеев    Н. Д.Поездка из Якутска на Учурскую ярмарку: (Письмо к редактору) //МВед.Лит. отдел. 1852. 13 сент. № 111).

С. 697.Даба(даб) — дешевая    китайская хлопчатобумажная ткань, преимущественно синего цвета.

С. 697.Купцы, однако, жаловались мне,    что торг пушными товарами идет гораздо тише прежнего... —По свидетельству    Н. С. Щукина, «дикари губят зверей без пощады, отчего промыслы с каждым годом    уменьшаются» (Щукин.С. 225). Согласно официальной статистике, в 1854 г., по сравнению с 1850 г., резко уменьшилось количество привезенных на якутскую ярмарку шкур    лисиц, белок, медведей, куниц, однако увеличился промысел шкур горностая, бобра    и песца (см.:ЛКЯО.С. 75–77).

С. 697. ...на некоторых пунктах по Лене    открылись золотые прииски... —Золотые месторождения в Олекминском округе    были обнаружены в 1843 г.; в 1849 г. началась их систематическая разработка;    добыча золота возрастала скаждым годом: если в 1851 г. было добыто 4 пуда золота, то в 1854 г. — уже 73 пуда (см.:Приклонский В. Л.Летопись    Якутского края, составленная по официальным и историческим данным. Красноярск,    1896. С. 165).